Обзор гарнитуры HTC Vive Pro: улучшения, омраченные высокой ценой

Обзор гарнитуры HTC Vive Pro: улучшения, омраченные высокой ценой

На этой неделе, на волне празднования второй годовщины Vive, HTC отгрузит первую партию новой гарнитуры Vive Pro, и долгожданная гарнитура наконец-то продемонстрирует все улучшения, реализованные компанией. Но радость омрачает факт неоправданно завышенной стоимости гарнитуры, и вероятней всего ее покупка будет иметь смысл только для корпоративных и коммерческих пользователей, и небольшой части фанатов VR, которые уже имеют в своем арсенале устройства из VR экосистемы HTC. Но даже для них ценность Vive Pro еще не полностью очевидна, поскольку базовые станции SteamVR Tracking 2.0 и контроллеры под которые гарнитура оптимизирована еще не доступны.

В 2016 году, выпустив свою дебютную VR гарнитуру, HTC впечатлила всех. Предложив погружение с румскейлом и контроллерами движения, компания оценила оригинальный Vive в $800, достаточно высокую цену даже в тот период времени. Со временем, благодаря конкуренции с Oculus и другими компаниями стоимость Vive снизилась до вполне разумных $500.

По прошествии двух лет HTC выпускает обновленную версию и запрашивает за нее более чем в два раза больше (включая базовые станции и контроллеры, которые еще не возможно купить), и не удивительно, что действия HTC рассматриваются как странные.

Тем не менее, если не брать в учет стоимость устройства, это отличная гарнитура со значительно более четким изображением и новым функциям, которые делают ее более удобным в использовании.

Сводный обзор Vive Pro

Vive Pro - это шаг вперед, но не большой скачок с оригинального Vive. Увеличенное разрешение делает все заметно более резким и усиливает стереоскопический эффект. Мелкие буквы более читабельны, что отлично подходит для определенных случаев использования, таких как виртуальные рабочие столы и текстовые игры типа Elite Dangerous. Текстуры намного четче, улучшенное разрешение реально бросается в глаза на фоне высокооптимизированного контента (игр, приложений и пр.), эффект экранной двери также уменьшен (но все-таки присутствует).

Поскольку Vive Pro использует те же линзы, что и оригинальный Vive, он обладает теми же плюсами и минусами. Аналогичные угол обзора в 110ᴼ, эффект солнечных лучей (God ray) и зоны Френеля, и, к сожалению, такая же маленькая область восприятия (sweet spot). Последнее особенно прискорбно, поскольку размытость, появляющееся, когда вы не смотрите строго по центральной оси объектива, делает дополнительное разрешение бесполезным. Маленький sweet spot не повлияет на VR игры, но для юзкейсов, где важны мелкие детали (например, использование виртуального рабочего стола, текстовые приложения и дизайн), это создает неудобства. Убедитесь, что ваше межзрачковое расстояние измерено и настроено корректно, чтобы избежать уменьшение области восприятия.

На первый взгляд, дизайн Vive Pro это банальный рескин оригинального Vive и Deluxe Audio Strap. Но при более близком изучении это на самом деле более существенный редизайн. Изменены места размещение датчиков, встроен двойной микрофон, значительно улучшен механизм регулировки расстояние от объектива до глаз. Также встроены пара стереофонических камер, хотя функциональности им не хватает, поскольку они не поддерживают стереофазирование видео, не говоря уже о ручном отслеживании или каких-либо других интересных функциях.

Новый шлем более удобный и не создает дискомфорта даже при многочасовом использовании. Но к сожалению, наушники Vive Pro пропускают множество басовых тонов. По словам HTC, компания уже работает по этому вопросу, при желании пользователи могут использовать собственные наушники. Будем надеется, что вопрос будет решен оперативно, гарнитура не из дешевых, да и кнопки регулировки громкости на задней панели очень удобные.

Один из самых больших тиражей Vive Pro и, возможно, единственный элемент гарнитуры, который действительно имеет смысл бренда «Pro» - SteamVR Tracking 2.0, поддерживающего гораздо более крупные области отслеживания, все еще недоступен, так как HTC isn ' t, но продавая 2.0 базовые станции или контроллеры.

Один из самых больших плюсов Vive Pro и, возможно, единственный элемент, делающий приставку Pro значимой – это SteamVR Tracking 2.0, поддерживающий гораздо большую область отслеживания – до сих пор недоступен. Продажу базовых станция и контроллеров SteamVR Tracking 2.0 начнут только к концу года. До тех пор компания предлагает потратить $300 на базовые станции и контроллеры 1.0, которые в последующем нужно будет заменить на новые. Таким образом, компания просит $1100 за «не совсем полноценную» версию Vive Pro.

Несмотря на все улучшения, при тщательном рассмотрении и сравнении оригинального Vive и Vive Pro сложно понять политику ценообразования HTC, поскольку на данный момент нет возможности воспользоваться всеми плюсами обновленной версии гарнитуры, даже для коммерческих организаций.

Гарнитура «pro» обязательно должна иметь очень высокое разрешение, но она также должна быть оснащена и линзами «pro». К сожалению, Vive Pro присущи ограничения линз оригинального Vive, которые он позаимствовал.

Детальный обзор гарнитуры Vive Pro

Дисплей и Линзы

Разрешение и угол обзора

Самое большое приобретение Vive Pro – это новые дисплеи, с разрешением 1440×1600 пикселей на глаз против 1080×1200 пикселей на предыдущей модели. Это может показаться незначительным улучшением, но если перевести все в мегапиксели, то это 2.3МР против 1.3МР, т.е. примерно на 77% больше пикселей на глаз. Картинки выглядят намного яснее и четче. Улучшение отразилось и на текстовом формате, там, где он раньше выглядел как беспорядочный набор мерцающих символов, буквы стали более разборчивыми.

Запустив, например, Bigscreen вы будете удивлены тому насколько разрешение Pro приближено к разрешению монитора 1080р и оправдывает название «шлем-монитор». Гарнитура конечно же пока не в состоянии заменить полноценный монитор, но работать в VR при таком разрешении достаточно удобно.

Разрешение Pro действительно ощутимо на высоко оптимизированном и текстурированном контенте. В The Lab (2016), например, по-новому улавливаешь все тонкости, такие как стена датчиков в «Aperture Science Robot Repair» (рядом с ящиками) и птицы, пролетающие над «Пиком Венеры». Повышение разрешения не только улучшает текстуры и текст, но и улучшает 3D-эффект.

Угол обзора Vive Pro остался на уровне 110ᴼ. Если вы уже используете Rift, Vive или PSVR, то Vive Pro вас скорее всего не так сильно удивит. Если же нет, то Pro расширит ваше представление о возможной степени погружения в VR, и оно несомненно превзойдет ваши ожидания.

Эффект москитной сетки и мура

Эффект москитной сетки на Vive Pro уменьшен, но не устранен. Снижение примерно соответствует увеличению в разрешении. Конечно же, при определенных цветах сетка заметнее, в темных тонах ее скорее всего не возможно будет увидеть. В целом, отдельные субпиксели, которые можно было различить в оригинальном Vive, совсем не заметны в Pro. Вы сможете увидеть скопления пикселей, если будете пристально смотреть на них, но их будет все труднее различить, если только не смотреть на сплошные цветные текстуры.

Мура на Vive Pro в основном ненавязчива, но все-таки есть. Это наиболее заметно на более темных тонах. Количество муры соответствует тому, что есть на оригинальном Vive, поэтому никакой серьезной регрессии или улучшения нет.

Солнечные лучи и Sweet spot

Учитывая, что Vive Pro использует те же линзы Френеля, что и оригинальный Vive, неудивительно, что в Pro также присутствуют эффект солнечных лучей. Они выглядят как полоски размытого света, которые исходят из ярких объектов и движутся относительно вашей головы. Эффект наиболее заметен при наличии высококонтрастных светлых и темных элементов. Чем меньше контраст, тем незаметнее лучи.

Помимо эффекта солнечных лучей, Pro перенял от оригинального Vive еще и маленькую область восприятия (sweet spot). Чем дальше от небольшой области в центре объектива, тем размытее становятся изображения. Необходимо очень тщательно подгонять линзы под свои глаза, в противном случае все что находится в периферийной области будет размытым. Для обычных VR игр это не критично, но при выполнении задач, требующих большей концентрации на деталях, например, чтение текста, маленький sweet spot доставляет дискомфорт.

Знание вашего IPD (межзрачковое расстояние) и введение правильной цифры в настройки Vive Pro обеспечит вам максимальную четкость изображения. По словам HTC, диапазон регулировки IPD на Vive Pro такой же как у оригинального Vive (от 60 до 73 мм). Если ваш IPD выходит за пределы этого диапазона, ты вы будете подвержены постоянному дискомфорту из-за маленького sweet spot, особенно при длительном пользовании.

Повешенное разрешение Vive Pro может усугубить эффект крошечного sweet spot, поскольку картинка в центре четче, чем раньше, но при любом отводе взгляда от оси (что естественно), четкость картинки резко снижается. При попытке прочесть текст вдоль экрана (в Bigscreen) пользователю придется поворачивать всю голову для того, чтобы необходимая часть текста оставалась в рамках sweet spot. Четкость снижается даже при отводе взгляда от центра объектива на несколько градусов.

Дизайн и эргономика

На первый взгляд, Vive Pro очень похож на синюю версию оригинального Vive + аксессуаров Deluxe Audio Strap, но на самом деле устройство претерпело значительный редизайн. Лицевая панель Vive Pro была переработана с измененной матрицей датчиков, двумя микрофонами, стереокамерами и намного лучшим механизмом настройки регулировки объектива.

Регулировка объектива

Что касается последнего, новая кнопка на нижней стороне лицевой панели позволяет легко двигать линзы вперед и назад, увеличивая или уменьшая расстояние между вашими глазами и линзами. Кому-то нравится очень близкое размещение линз, это дает максимальной угол обзора, ну а пользователи в очках или с длинными ресницами будут рады удобной регулировке.

На оригинальном Vive вам пришлось вытащить две серые ручки по бокам гарнитуры, а затем открутить их одновременно, чтобы выполнить ту же настройку. На оригинальном Vive для аналогичной настройки использовались два серых рычага по бокам гарнитуры, посредством их одновременного откручивания. На практике это выглядело немного неуклюже, к тому же многие пользователи просто не знали об этой возможности регулировки.

Шлем

Шлем также претерпел изменения. Снаружи он выглядит громоздким, но сидит вполне хорошо, возможно благодаря дополнительной пене, которая плотной облегает по бокам и хорошей поддержке задней части головы.

В зависимости от формы головы каждый найдет свой вариант носки шлема, кто-то предпочтет Deluxe Audio Strap, но оба эти варианта будут лучше, чем мягкое крепление оригинального Vive. Крепление Pro легче регулировать, благодаря рычагу на задней части для бокового натяжения (вместо двух регулировок на липучке), и расположению кабеля по бокам шлема, а не сверху, соответственно верхний ремень теперь легче регулировать.

Кабели и линк-бокс

Кабель Vive Pro и соответствующий линк-бокс были упрощены.

Вместо 3 универсальных разъемов, Vive Pro имеет один запатентованный разъем, который подключается к гарнитуре над левым глазом и аккуратно проведен через левый торец, вверх по левой стойке к удерживающей петле на задней части шлема. «Торцевая петля» кабеля позволяет всему дисплею вращаться независимо от шлема без натяжения кабеля.

На конце кабеля имеется запатентованный разъем, который подключается к линк-боксу. На другой стороне линк-бокса есть мини-DisplayPort и USB (которые подключаются к компьютеру) и разъем питания. В линк-босе теперь есть кнопка питания, позволяющая вручную включать и выключать Vive Pro. В линк-боксе оригинального Vive использовался HDMI порт, в Pro его убрали. Таким образом, Vive Pro не может использоваться с линк-боксом Vive и наоборот.

Также стоит упомянуть, что у Vive Pro теперь есть скрытый дополнительный порт USB-C (в то время как в оригинальном Vive был стандартный дополнительный USB-порт).

Он очень хорошо спрятан, необходимо снять поролоновую вставку (которая прикреплена липучкой), а затем осторожно вытащить часть маски из гарнитуры, чтобы открыть порт. Чтобы случайно не повредить шлем, перед выполнением этой процедуры необходимо внимательно ознакомиться с руководством.

Аудио

HTC сделала большой шаг в отношении новых наушников Vive Pro и встроенного усилителя, вплоть до сертификации High-Res Audio. К сожалению, по словам HTC, наушники пропускают огромную часть низких частот. В HTC говорят, что работают над проблемой, но не указывают сроки ее устранения. До тех пор, звук в наушниках оставляет желать лучшего, звуки выстрелов и взрывов кажутся глухими. Не понятно, является ли данная проблема фундаментальной проблемой аппаратного дизайна или просто проблема вывода.

Наушники Vive Pro можно снять и использовать собственную пару наушников USB-C (или адаптер до 3,5 мм), однако из-за громоздкого крепление шлема лучше использовать вставные наушники, вместо накладных.

Румскейл: SteamVR Tracking 2.0

Одним из наиболее значимых улучшений Vive Pro являются новые датчики, поддерживающие SteamVR Tracking 2.0, которые, как предполагается, позволят использовать более дешевые базовые станции с лучшей производительностью и, что самое ценное для корпоративных/коммерческих клиентов, гораздо большие объемы отслеживания (до 10х10 метров).

Но как известно, нужно дождаться запуска в продажу новых контроллеров и базовых станций, чтобы протестировать все возможности SteamVR Tracking 2.0. Со слов HTC это произойдет ближе к концу года.

Метки: